Иди за мной


Поклонники детективных сериалов наверняка знакомы с датско-шведским «Мостом», права на адаптацию которого уже перекупили дважды. В сети нетрудно разыскать американский «Мост» и британо-французский «Туннель». Разберемся, в чем причина успеха его концепции, опустив частности вроде атмосферы, ритма и актерской игры. 

http://art-life.info/engine/lib/external/tinymce-jq_3.5.8/themes/advanced/img/trans.gif
1. Сближение — отталкивание. Место действия сериала — граница, зона демаркации, буфер обмена. Конечно, это главная причина напряжения, возникающего между героями вследствие различий в правовой и культурной сферах, а также языке общения. Однако, стоит оговорить один момент. Есть существенная разница между адаптированными версиями из-за специфики отношений сторон. Так, американская версия, где местом действия становится граница США и Мексики, концентрируется на проблеме организованной преступности, свирепствующей буквально в нескольких милях от демократической державы. Вспомните предвыборный ролик в фильме «Мачете», где мексиканские мигранты сравниваются с отвратительными паразитами, и Вы получите контрастную картину американского «Моста».

Европейские сериалы в этом отношении более тонкие. Подоплека состоит в том, что в списке коннотаций стоит обязательно упомянуть интеграционные процессы, а, соответственно, и проблемы в рамках создания единой европейской зоны. Сериал не предлагает инструментов решения, он просто напрямую сталкивает две социальные системы с помощью чрезвычайной ситуации, которая навязана внутренним террористом.  И если культурные различия Дании и Шведции для большинства неочевидны, то с парой Великобритания-Франция все более-менее понятно. Исторически это типичные друзья-враги. Ну, и еще стоит добавить, что первая уже долгое время является одним из главных противников масштабной интеграции в рамках ЕС. 

2. Воспитание чувств. Итак, первой из двух важных фигур в истории является блондинка-детектив, которой половина комментаторов сериала желают разбить лицо. Она лишена эмоций, чувства юмора, стыда, обыденной морали, глубоко рациональна и помешана на своей работе. Притом, что за многие ее действия, связанные с неумением общаться с людьми, зрителю становится неудобно, девушка вызывает и сочувствие, поскольку ее холодность оказывается следствием глубокой травмы — смерти младшей сестры. Боль сдерживается исключительно суровой работой полицейского, единственным средством для реализации идеи социальной справедливости. На контрасте с ее одержимостью выставляется другой главный герой — опытный, женатый полицейский из другой страны. И если она, благодаря своей чувственной отстраненности и в тоже время вовлеченности в процесс, является объективной стороной расследования, то этот герой — напротив. Он в нем застрял, как в болоте. Лишь по ходу действия у него открываются глаза на то, какой сетью из лжи и недомолвок он опутан, и как она опасна.

3. Социальная справедливость. Лучшим по этому пункту является скандинавский сериал, поскольку в нем четко и ясно выражена структура из пяти главных проблем современного общества, будь то социальное неравенство, маргиналы, мигранты, психически больные и власть корпораций. Все-таки, в других адаптациях упор сделали на сюжетные повороты и отношения. Здесь же террорист прямо становится на позицию власти, действуя через медиа с помощью провокационных инструментов. На улице умирают тысячи людей каждый год, так пусть сейчас богачи попробуют лично взять ответственность за смерть одного перед камерой, транслирующей его агонию в сеть! Хотите, чтобы захваченные в заложники дети выжили? Сожгите офисы и склады крупнейших корпораций в стране! Конечно, это лобовой ход внутреннего террориста, но он близок и Наполеону, и незрелому Раскольникову. 

4. Распад семейных ценностей. Сразу несколько второстепенных линий демонстрируют кризис этой социальной структуры. Самая яркая история, конечно, связывается с главным героем, а именно его отношениям с женой и сыном от другого брака, вынужденного жить с ним под одной крышей. Очередная его измена во имя безудержного самолюбия приводит к серьезному разладу, а он, соответственно, к трагедии. Есть еще две линии — зрелой богатой женщины, которой муж на смертном одре признается в отсутствии чувств, девочки, оставшейся на улице из-за сложной ситуации после развода родителей. Вспоминается также одинокий парень, работающий в социальной службе, спасающий женщин от насилия. Да и Соня является сиротой, рано лишившейся родителей. Жирную черту под этим подводит невидимый террорист — он не мстит абстрактной системе, он мстит конкретным людям, лишившим его работы, друзей и семьи, но особенно последней. Говоря словами героя пьесы М. Горького: «А ниточки-то гнилые!»

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.