Учимся смеяться с Вуди Алленом

 

Интересный вопрос: за что именно можно не любить Вуди Аллена? Ведь он такой интеллигентный, скептичный как к мировым проблемам, так и катаклизмам домашнего масштаба, а еще необыкновенно ироничный и остроумный. Между тем, Вуди Аллена не любят больше зрителей, чем это стоило ожидать. Перефразировав одно из мнений о режиссере, он похож на интеллигентного болтливого гостя, остроумную болтовню ты сначала слушаешь с интересом, а потом его шутки приедаются, и ты не знаешь, как его выгнать из дома. Поэтому сегодня в моих рекомендациях синефила – три фильма Вуди Аллена для начинающих ценителей арт-хауса.

 

Если вы знакомы хотя бы поверхностно с фильмографией режиссера, то наверняка заметили, что часть из его фильмов в том или ином виде представляют образ альтер-эго автора. Иногда и он сам (надеюсь, что не из-за личных амбиций) выходит на сцену и заводит свою непрекращающуюся пластинку саркастичной болтовни и мелкой моторики. Таким образом были совершенно загублены «Сенсация», «Голливудский финал», «Проклятие нефритового скорпиона», «Разбирая Гарри», «Великая Афродита». Оговорюсь, что это происходит не везде – как актер он хорош в фильмах «Манхэттен», «Любовь и смерть», «Ханна и ее сестры», «Зелиг», «Энни Холл» и пр

 

Друга сторона его творчества – это классические драмы, сделанные по лекалам Джона Кассаветиса, Ингмара Бергмана и Альфреда Хичкока. Эта сторона его творчества менее известна широкой публике, поскольку смеяться там явно не над чем. Среди подобных фильмов «Голубой жасмин», «Элис», «Другая женщина», «Мужья и жены», «Матч поинт», «Тени и туман» и другие. Они явно отражают увлечение Вуди Аллена сюжетами Чехова, Достоевского, Драйзера, а также идеями психоанализа, без которого и так ни один его фильм не проходит. Есть, конечно, исключения из правила этого разделения творчества на артхаусные драмы и остроумные комедии, но они довольно редкие, вроде неожиданного мюзикла «Все говорят, что я тебя люблю». В своем выборе я остановлюсь на самых знаковых, на мой взгляд, в фильмографии режиссера работах, которые, как не оставят в ушах звон от желчной трескотни главного героя, так и не усыпят неподготовленного зрителя на месте. Оговорюсь, это не список лучших фильмов, а лишь тех, что введут вас в нужное состояние для чуткого восприятия творчества великолепного Вуди.

 

 

1. «Любовь и смерть»

В начале 90-ых на американском телевидение произошел бум исторических фильмов и сериалов по мотивам русской классики.  Пламенные речи, дуэли, балы, трагедии на пустом месте, семейные гнезда, тургеневские девушки и военные кампании – все это было настолько гипертрофировано, что не могло не вызвать чувства эстетического перенасыщения. Оно и породило эту гениальную пародию на «русский роман» со всеми его несуразностями и преувеличениями. В качестве главного героя выступил сам Вуди Аллен, что добавило еще один источник для шуток в этот уморительный фильм. В этом фильме, помимо обязательно антисемитизма есть такие радости жизни, как война с Наполеоном, балы, роковая красотка, запутанные философские разговоры ни о чем, любовный треугольник, несчастливая свадьба, казнь и танцующая смерть. Покажите фильм своему учителю литературы, он порадуется.

 

 

2. «Эпоха радио»

Фильм-ностальгия о тех временах, когда Америкой правил не голубой экран, а голоса, доносящиеся из огромного динамика в гостиной. Самая трогательная комедийная лента режиссера, повествующая о его детстве, которое весело прошло в суматохе большой еврейской семьи, когда за океаном еще гремела Вторая Мировая. Здесь как таковой нет классической истории с очевидным конфликтом и его развитием – это эссе о прошлом в свободной форме, прерываемое приятными историями о родных Аллена, несусветными байками о звездах военных лет, детскими шалостями, историческими кадрами, реконструкциями радиопрограмм и прочим. В этом повествовании нет места обычной едкости и сарказма режиссера, что особенно приятно, притом, что местами это невероятно смешно. Особенно был хорош случай на свидании тетушки Мэй. После ужина в ресторане  ухажер повез  ее домой на машине. Там, на середине пути они услышали, как диктор на радио начал  читать отрывки из «Войну миров» Орсона Уэлса, где сообщалось о нападении марсиан на Землю. Запаниковавший мужчина просто бросил авто вместе со спутницей и позорно скрылся неизвестно куда. Ей пришлось идти до дома пешком, напрочь испортив туфли. Никого не удивляет то, что после этого она отказывалась с ним разговаривать?

 

 

3. «Пурпурная роза Каира»

Виртуозный фильм о кинематографе и его зрителях, самый драматичный и печальный из всей подборки. Забитая официантка средних лет находит свое единственное утешение в кинотеатре. Ее муж – простой работяга, который постоянно пьет и не чурается прикрикнуть на жену или ее ударить. У нее другого увлечения – все свободное время занимает кино. Она готова ходить на один сеанс тысячу раз, лишь бы почувствовать себя в другой реальности, где царит дух приключений, интриги, огни больших городов и прекрасная любовь. В один волшебный день случается фантастическое событие – прямо с экрана в зал сходит главный герой фильма, который так и называется «Пурпурная роза Каира». Он молодой, богатый, красивый и безумно влюблен в Сесилию. Выберет ли она идеальный мир за экраном или предпочтет печальную реальность? Ответ на этот вопрос не так однозначен, как кажется.

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.