Создатель стиля МОДЕРН — Альфонс Муха


Альфонс Мариа Муха  — известный чешский художник, определивший своим искусством облик эпохи рубежа веков (конца 19 – начала 20-го). Живописец, иллюстратор, дизайнер ювелирных изделий и декоратор интерьеров, основоположник и один из наиболее ярких представителей стиля «модерн».

Сегодня мне бы хотелось поговорить о замечательном художнике, я бы даже сказал не просто художнике, а о человеке который определил течение целого художественного стиля. Как вы должно быть уже поняли, речь пойдёт о Альфонсе Мухе. И так, Альфонс Муха родился 24 июля 1860 года в Южной Моравии, в небольшом городке Иванчице (территория Австро-Венгрии) в семье судебного чиновника. У Альфонса было пятеро братьев и сестер, в том числе, сводных. Мать художника, Амалия Муха, была дочерью богатого мельника. В детстве маленький Альфонс проявил певческий талант и даже был принят в хор мальчиков в капелле собора Св. Петра и Павла в соседнем городе Брно. Это позволило ему обучаться в гимназии. К периоду обучения относятся и его первые пробы живописи, в частности, акварель «Жанна д’Арк». После окончания гимназии Муха пробовал поступить в Академию художеств в Праге, но не сдал экзамены и потому некоторое время работал по протекции отца в суде своего родного города писарем. Всё свободное время будущий художник посвящал занятиям в городском любительском театре — сначала как актёр, а со временем и как декоратор сцены, пригласительных билетов и афиш.

В 1879 году талант Мухи был замечен и молодого еще неизвестного гения пригласили в Вену, в мастерские Каутский-Бриоши-Бургхардт на должность художника по театральным декорациям. Но в 1881 году в «Рингтеатре» случился пожар, который имел катастрофические последствия, он уничтожил декораторскую мастерскую, и фирма обанкротилась. После произошедшего Муха покинул Вену и уехал в небольшой моравский город Микулов. Там он получил заказ на украшение замка графа Карла Куэна-Беласси, а после — графского парадного дворца Эммахоф (названного так в честь жены графа — Эммы) в городе Грушовани. Вместе с супругами Куэн-Беласси художник совершил путешествие по Северной Италии, расписывал стены в замке родственника Куэн-Беласси в австрийском Тироле. Восхищённый талантом молодого художника, граф оплатил его учёбу в Мюнхенской академии изящных искусств, где, в Мюнхене, Муха, всю жизнь отчетливо сознававший свою принадлежность к славянам, возглавлял Ассоциацию Славянских художников.

После двух лет обучения, в 1887 году, Муха приезжает в Париж и продолжает учебу в Академии Жюлиана, а затем — Академии Коларосси, наиболее крупных художественных школах того времени. Но, когда в том же году граф Куэн-Беласси покончил с собой, художник остался без средств и ему пришлось прекратить обучение живописи и сосредоточиться на том, чтобы зарабатывать на жизнь. Муха рисовал афиши, рекламные плакаты, календари, приглашения, ресторанные меню, визитные карточки. Его мастерская располагалась над кондитерской, и в течение некоторого времени Альфонс Муха делил помещение с Ван Гогом. 

Иногда бывали и большие заказы: в 1892 году Муха иллюстрировал многотомную научную работу Шарля Сеньобоса «Сцены и эпизоды из истории Германии». Обращение к выдающимся личностям и значимым событиям германской и общеевропейской истории обогатило художника тем необходимым опытом и объемом знаний, которые пригодились ему в работе над знаменитым циклом картин — «Славянской эпопеей».

Поворотным моментом в судьбе Альфонса Мухи стал заказ от театра «Ренессанс» на афишу для представления «Жисмонда» с великой актрисой Сарой Бернар в главной роли. Был 1894 год. С этой афиши, выполненной в совершенно новом художественном стиле, и началась его громкая слава. Новый стиль был встречен с восторгом, декоративный и эффектный одновременно, весь словно сотканный из изящнейших орнаментов-арабесок Сама Сара Бернар пожелала познакомиться с художником. И в последующие годы именно Муха создавал афиши ко всем спектаклям с ее участием. Наиболее известны «Дама с камелиями», «Тоска», «Медея», «Самаритянка» и «Гамлет». Также Муха придумывал декорации для постановок, костюмы и украшения. Эти афиши моментально стали предметом коллекционирования.

В это время Муха стал очень известен. Автор декоративных панно, рекламных плакатов, этикеток самых разных товаров — от шампанского до велосипедов и стирального порошка, он так же создавал дизайн ювелирных украшений, интерьеров, разрабатывал эскизы предметов прикладного искусства. Заказов было море. В прессе писали о нем как о феномене, в Париже появилась новая мода, навеянная образами картин — «La Femme Muchas». Прекрасные «женщины Мухи» печатались тысячными тиражами на открытках, плакатах, игральных картах. Картины и календари, шелковые панно и эстампы мастера украшали светские салоны и залы лучших ресторанов. В своем оригинальном стиле Муха создал яркие графические серии «Цветы», «Времена года», «Драгоценные камни», «Деревья», «Звезды», «Искусства». Парижское издательство «Шампенуа» заключило с Мухой эксклюзивный контракт на печать его произведений.

В США, где Муха жил, согласившись на предложение Американского общества иллюстраторов, до 1910 года, он считался одним из наиболее выдающихся художников современности. Это было время преподавательской деятельности в Чикагском художественном институте, а в 1908 году Муха создавал декорации для Немецкого театра в Нью-Йорке… Но, несмотря на грандиозный успех и славу художника-портретиста и автора обложек печатных изданий, Муха мечтал вернуться в родную Чехию. К тому он задумал грандиозный цикл эпических картин на темы из истории славян и сразу же по возвращении в Чехию взялся за работу. В последующие 18-и лет он создал 20 монументальных полотен, изображающих наиболее значимые события в славянской истории. Здесь и «Проповедь магистра Яна Гуса», и «После Грюнвальдского сражения», и «Отмена крепостного права на Руси». Завершенную в 1928 году серию картин художник подарил Праге.

В то время Муха много работал над оформлением интерьеров зданий в Праге, гостиницы «Империал», Муниципального дома, отеля «Европа», разработал эскиз главного витража строящегося собора Святого Вита.

После образования независимой республики Чехословакия в 1918 году, Муха приступает к созданию «национального» стиля нового государства: он создает образцы дизайна для первых банкнот национальной валюты и эскизы почтовых марок, и даже вариант государственного герба.

Произведения Мухи есть в коллекциях многих известных галерей и музеев мира. В Праге находится музей, посвященный жизни и творческому пути Альфонса Мухи. Экспозиция цикла картин «Славянская эпопея» расположена в Крумлове, в Моравии, и в настоящее время существует план строительства специального здания для ее экспонирования. А в Иванчице, в помещении бывшего суда есть выставка, посвященная ранним годам жизни художника, если будите там, обязательно загляните, не пожалеете…

 

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.