Классика по-новому: комиксы по Достоевскому, мэшап по Джейн Остин и бесконечные экранизации

 

В то время, как школьников бросает в дрожь от вопросов в духе «В чём актуальность «Евгения Онегина»?», взрослые, как показывает внезапный успех классического американского романа «Стоунер», написанного в 50е годы, а захватившего умы читателей буквально два года назад, всё чаще выбирают в качестве своего литературного товарища на пару вечеров именно классику. В каком виде она существует сейчас и почему не требует рекламы? Попробуем разобраться.

 

На какие только ухищрения не идут современные деятели искусства для того, чтоб привлечь внимание молодёжи к классической литературе, меж тем, совершенно не осознавая, что лидерами продаж в книжных магазинах до сих пор являются не новые романы серии «Иронически детектив» и даже не пресловутые «50 оттенков…», а разумное, доброе, вечное, например, «Мастер и Маргарита» Булгакова или «100 лет одиночества» Маркеса. Если просмотреть топы в различных списках из серии «100 книг, обязательных к прочтению», то вы не увидите в них ни одного более-менее современного автора (обычно редким исключением бывают Мураками или Коэльо, но это больше дань моде на определённую литературу), в основном, из списка в список кочуют Реманк, Достоевский, Сэлинджер, Диккенс, Экзюпери и пр.Поэтому, когда среднестатистический читатель делает запрос в поисковик, задавая банальный вопрос «что почитать?», в ответ ему никогда не выйдет список книжных новинок.

 

Самый банальный способ привлечения внимания к книге — это, конечно же, её экранизация. О Гиллиан Флинн, авторе бестселлера «Исчезнувшая», до появления одноимённого кинофильма Дэвида Финчера, знали только на родине, в США. Финчер так же прославил и Чака Паланика, взяв под своё крыло «Бойцовский клуб»,  роман, который был выпущен тремя годами ранее экранизации, но не принёсший Паланику такой славы, которая добралась до него к началу двухтысячных. Выход фильма как минимум обещает книге переиздание, тут достаточно вспомнить «Великого Гэтсби», оригинал которого после выхода картины База Лурмана, сложно было найти без ДиКаприо и Миллиган на обложке. Конечно, экранизации есть различные по своей успешности, нельзя исключать тот факт, что некоторые фильмы напрочь отбивают желание прикасаться к книге: один из провалов прошлого года, мелодрама «Обещание» по повести Стефана Цвейга явно из их числа, а уж про малобюджетный вариант «Атлант расправил плечи» от Пола Йоханссона даже и говорить не стоит.

 

 

Вторым способом привлечения внимания к литературе, которая, как некоторым кажется, теряет свою актуальность, являются романы в  относительно недавно появившемся жанре мэшап. Благодаря смешению сюжетов классического произведения и трешовой экшен или эротической литературы, рождаются новые литературные творения, которые хочется почитать хотя бы ради смеха. Если в своё время, только после появления, вариант названия «Гордость и предубеждение и зомби» вгонял покупателей книжных в ступор, то сейчас уже никого не удивишь ни «Андроидом Карениной», ни «Авраамом Линкольном: охотником на вампиров».

 

 

 

Если вы ещё не отошли от прошлого пункта нашей богатой программы, то пока не переходите к третьему, потому как это комиксы. Представьте себе паренька в рисовке в стиле супербратьев Марио с топориком в руках. Да-да, таким видят Родиона Раскольникова создатели японского комикса и его многочисленные читатели. Если говорить о классической русской литературе, то комиксы уже добрались до Достоевского, Пушкина и Булгакова, все они есть в переводе и без труда отыскиваются на книжных полках практически любого книжного магазина. Как ни странно, впереди планеты всей не только японцы, но и французы, которые прошлись практически по всему своему литературному наследию: в версиях графического романа или комиксов можно увидеть практически всё, от пьес классициста Мольера до модерниста Марселя Пруста.

 

 

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.